У него было 5 детей и после того путешествия в Сирию, которое
он совершил вместе с Мухаммадом, здоровье не позволяло ему больше
заниматься торговлей. Мухаммад очень старался во что бы то ни стало
помочь Абу Талибу. Ради этого он иногда отгонял стада его овец на
пастбище. О доброте и великодушии Мухаммада были сложены легенды.
Любовь, которой он пользовался у народа, росла с каждым днем. Взгляд
Мухаммада был полон доброты и ласки и сопровождался учтивостью и особой
свойственной ему застенчивостью. Его манера выражаться была
притягательна и благодатна, подобно весеннему дождю. Его голос
одухотворял людей, а поведение его было зеркалом, в котором в полной
мере отражались его чистая душа и прекрасный
внутренний мир. Хотя он не обучался в школе хороших манер, в его
поведении и характере отчетливо прослеживались красота и
благородство души. Когда Мухаммаду было 25 лет, молва о его искренности
и праведности ходила по всей Мекке. Ни в одном доме не нашлось бы юноши,
такого же стройного и благочестивого, как
Мухаммад. Его духовная притягательность очаровывала собой всех. Его
правдивость и добросовестность не знали границ, так что его прозвали
Амином, что означает "Благонадежный".
Аби аль Хумайса рассказывает интересную историю, свидетельствующую о
верности и порядочности Мухаммада: "Однажды
я продал Мухаммаду какой-то товар. Мы условились, что я заберу у него
часть денег на следующий после этого день рядом с мекканским
рынком. Но я забыл про наш уговор, и покинул Мекку на три дня, чтобы
разрешить одно дело. На третий день я вернулся в Мекку и, проходя как
раз по тому месту, где мы должны были встретиться с Мухаммадом, я увидел его,
сидящего на каменной скамье в ожидании. В тот момент я вспомнил о нашем
уговоре. Я подошел к нему и после нашего разговора понял, что этот
добронравный и порядочный юноша уже третий день подряд приходит к этому
месту в назначенное время, чтобы отдать мне долг. Меня удивила его
верность и мне стало стыдно из-за того, что нарушил обещание. Тогда я
понял, почему люди прозвали Мухаммада Амином и почему так любят его."
Пустыня
особенно сильно привлекала Мухаммада (ДБАР). Звездное небо пустыни
очаровывало его. Он очень любил небо, особенно в ночное время. Созерцая
его бездонность, он погружался в раздумья: "Как красиво и величественно
небо с его бесчисленными мириадами звезд! Несомненно, они сотворены для
определенной цели. Поистине, один только Единственный и Всемогущий
Творец мог создать этот необъятный мир со всеми его удивительными
красотами. Луна и солнце, горы и поля, люди и животные – все они
являются творениями Могущественного и Премудрого Создателя." Эти мысли
занимали сознание и душу Мухаммада и влекли его в уединенное место на
вершине горы Нур, чтобы там, вдали от городской суеты, излить свою душу
Всевышнему. Пещера "Хара", расположенная посередине горы, была для
Мухаммада близким другом, которому он доверял свои печали и одиночество.
Дорога к пещере была каменистой и ухабистой. Однако, для Мухаммада,
который много раз проделывал этот путь, он не был таким сложным. Пещера
Хара располагалась у южного подножия горы Нур. Мухаммад был особенно
сильно привязан к этому месту. Пещера была расположена таким образом,
что когда Мухаммад вставал или садился в ней, он видел свою любимую
Каабу. Иногда Мухаммад часами сидел лицом к Мекке и смотрел на город
сквозь отверстие пещеры. Он очень любил этот город, но терпеть не мог
невежественные традиции и обычаи, бытовавшие там. Эти неверные обычаи и
традиции терзали душу Мухаммада (ДБАР). Ему были невыносимы межплеменные
войны, поклонение людей идолам, хоронение заживо новорожденных девочек
и страдания угнетенных. Мухаммад (ДБАР) мечтал о жизни, в которой не
было бы событий, омрачающих и оскверняющих ее. Мысль об оказании помощи
угнетенным настолько закрепилась в душе Мухаммада, что он решил принять
участие в "Союзе благородных". События, приведшие к заключению этого
ценного союза, происходили следующим образом.
Однажды
худощавый мужчина средних лет взошел на каменную плиту рядом с Каабой и
закричал: "О, курейшиты, придите на зов помощи странника, которого
обокрали, забрав насильно все его имущество в таком городе, как Мекка."
Этот человек был из племени Зобейд, он привез в Мекку товар на продажу.
Аббас ибн Вайел взял у него товар, но не заплатил его цену. Услышав это,
Мухаммад (ДБАР) расстроился и решил во что бы то ни стало вернуть
чужестранцу его добро. Для этого он пришел к своему дяде Зобейру и
рассказал ему о происшедшем. Услышав эту историю, Зобейр собрал к себе
нескольких юношей из города, и они вместе решили придумать способ, как
не допустить повторения подобного проявления нахальства. Они
договорились впредь покровительствовать немощным и угнетенным и помогать
им в устранении насилия. Мухаммад так же вошел в этот союз, ставший
впоследствии известным в городе, как "Союз благородных ", весть о
котором пронеслась по всей Мекке, и многие жители этого города одобрили
идею этих молодых людей. На следующий день они отправили послание Аасу
бин Ваэль, в котором требовали, чтобы тот заплатил чужестранцу цену за
его товар. Аас, испугавшись не на шутку, отдал тому чужеземцу его
деньги.
Группа,
которую организовали члены "Союза благородных", была первой группой, к
которой примкнул Мухаммад (ДБАР). Он никогда не забывал сладость
мгновений, когда он вместе с другими юношами объединился ради защиты
прав обездоленных. Он испытывал большую радость от создания этого союза
и говорил: "Я так рад этому союзу, как не радовался бы, если бы мне
подарили дюжину красношерстных верблюдов вместо него."
Движимый
мыслью об оказании хоть какой-то помощи своему доброму дяде, Мухаммад
каждый день отгонял овец Абу Талиба на пастбище. Однажды он решил уйти в
пустыню. Абу Талиб позвал его и сказал: "У меня для тебя есть новость,
мой мальчик." Мухаммад почтительно сел рядом со своим дядей и
приготовился внимательно его выслушать. Абу Талиб сказал: "Хадиджа, дочь
Ховайледа, прислала для тебя весть. Как ты знаешь, некоторое время назад
умер ее муж, от которого она унаследовала большое имущество. Хадиджа
использует это богатство, занимаясь торговлей и отправляя каждый год
товар в Сирию и Йемен. И так как она считает тебя надежным и праведным
человеком, она хочет, чтобы ты управлял ее торговыми делами." Мухаммад (ДБАР)
прежде слышал многое о Хадидже, так как она являлась одной из самых
богатых и известных женщин города Мекки. Ее знали даже торговцы Ясриба и
Дамасска. Хадиджа была так же одной из добродетельных и честных женщин
своего времени. В то время, когда ростовщичество было широко
распространено, Хадиджа давала другим в долг, не беря впоследствии с
должников дополнительную плату, кроме той суммы, которую она им давала.
Слухи о милосердии и заступничестве Хадиджы за обездоленных и неимущих
ходили по всей Мекке.
Абу
Талиб вновь обратился к своему племяннику со словами: "Мухаммад, ты
теперь – умный и рассудительный юноша. И хотя мне невыносимо трудно
находиться вдали от тебя даже мгновение, истина такова, что настало
время, чтобы ты обустроил свою жизнь. Несмотря на то, что мне стыдно
оттого, что не смог предоставить тебе какое-либо имущество, но надеюсь,
что приняв предложение Хадиджы управлять ее торговыми караванами, ты
сможешь накопить для себя какое-то состояние." После того, как Абу Талиб
закончил свои слова, Мухаммад, который все это время смотрел вниз,
размышляя, поднял голову и посмотрел на своего дядю своими добрыми
глазами, в которых искрились чистота и преданность. Абу Талиб увидел в
образе Мухаммада неизменное чувство собственного достоинства и
неприступность. Тогда Мухаммад (ДБАР) произнес спокойным и степенным
голосом: "Дорогой дядя, я прошу Вас дать мне время, чтобы хорошо
подумать об этом." Абу Талиб согласился, сказав: "Я одобрю любое
решение, которое ты примешь." |